В дальнем далеке, в бескрайнем сказочном лесу жили-поживали всякие звери: зайцы, белки, птицы, ежи – и даже медведи.
Посреди леса, в теплой и уютной норе жило заячье семейство: Папа-заяц, Мама-зайчиха и Сын-зайчонок. Звали его Прыг.
Прыгу очень нравилось жить в уютной норе, гулять по сказочному лесу, играть с друзьями – особенно бегать и прыгать наперегонки. Он был чемпионом по прыжкам в высоту!
Однажды мама-зайчиха сказала Прыгу, что у нее в животе растет еще один маленький зайчонок. «Скоро у тебя будет младший братик!»
Вот это был сюрприз! Прыг начал ждать с нетерпением. Он представлял себе младшего брата: его пушистую шубку, его длинные ушки, его большие-пребольшие глаза, глядящие на Прыга с восхищением… (А как же иначе? Ведь он же Старший Брат!) Прыг представлял себе, как они с братом будут по-дружески тереться носами, как это принято у зайцев.
Прыг ждал, и ждал, и ждал… И наконец-то… у него появился младший братик, которого назвали Скок. Ах какой же он был малюсенький! Скок очень нравился Прыгу. Прыг представлял себе разные приключения, в которых они со Скоком будут участвовать вместе.
“Но,” – сказал он родителям – “он же такой маленький… Как с ним можно играть?”
И родители ответили: “Подожди – он скоро вырастет.”
У Папы-зайца и Мамы-зайчихи появилось много забот с маленьким Скоком.
“Мама, давай поиграем в прятки,” – предлагал Прыг.
Но мама отвечала: “Давай лучше завтра.”
“Папа, давай устроим соревнование по прыжкам в высоту,” – просил Прыг
Но папа отвечал: “Попозже, сынок.”
Время шло и Скок действительно рос. Но он не становился похожим на других зайчат… И уж точно не становился таким, каким когда-то представлял его себе Прыг.
Скок не смотрел на старшего брата с восхищением. Честно говоря, он вообще на Прыга не смотрел.
Братик не хотел по-дружески тереться носами с Прыгом. Честно говоря, когда Прыг приближался, Скок отворачивал нос.
Скок был не такой, как все остальные зайчата в сказочном лесу. Вместо того, чтобы бегать и прыгать по лесу с друзьями-зайчатами, он играл в сторонке один.
Он даже… не любил морковку!
Скок любил слушать пение птиц. Часто он наблюдал за муравьями. Он мог рассматривать муравьев часами!
Однажды вечером Прыг рассказал родителям, что он не понимает, что происходит, и что жить ему стало грустно и обидно.
Почему у папы и мамы нет времени поиграть с Прыгом как раньше? Почему Скок не глядит на старшего брата с восхищением? И не хочет идти с ним в лес на поиски приключений?
Папа-заяц и Мама-зайчиха обняли Прыга крепко-крепко и сказали ему так:
“Прыг, любимый наш сыночек, мы и правда не можем проводить с тобой столько времени, сколько проводили раньше. Мы понимаем как тебе тяжело – ведь Скок не похож на других зайчат в нашем лесу… и он совсем не такой, каким ты его себе представлял.
Это правда, что Скок особенный, но он – твой единственный брат… и «другой» не значит «плохой».”
Родители сказали Прыгу, что Скок тоже любит приключения, но другие.
Иногда ему хочется поиграть с другими зайчатами, а иногда – одному.
Иногда ему хочется поиграть с кем-нибудь, но он не знает как.
Например, Скок очень любит музыку – он может часами слушать пение птиц. Ты, Прыг, мог бы послушать птиц вместе с ним… или спеть ему песенку.
И Прыг решил попробовать.
Иногда у него получалось – и тогда Скок светился от счастья. Прыг и Скок сидели в обнимку и не замечали, как пролетало время. А иногда Скок не хотел играть с братом…
Время шло. Подрастая, Скок открыл для себя и полюбил много новых игр, занятий и вещей. А Прыг научился смотреть на многие вещи глазами младшего брата и получать от этого удовольствие.
Братья теперь зачастую вместе отправлялись на поиски приключений – но таких, которые любил не только Прыг, но и Скок. Они играли в пятнашки, бросали лесные орехи в озеро – кто дальше? – лазали по деревьям, собирали сладкие лесные ягоды.
А иногда у Папы-зайца и Мамы-зайчихи даже находилось время поиграть с Прыгом… как раньше.
Ну и пускай Скок непохож на остальных зайчат… Он – мой единственный… и неповторимый… брат!
Дорогие читатели,
В этой книге мы попытались осветить те проблемы, с которыми сталкиваются старшие дети, когда у них появляются младшие братья или сестры с аутизмом, проявляющимся в нарушениях взаимодействия с окружающими. Подобные «нормальные» дети делят с родителями бỏльшую часть жизненных сложностей и стрессов, которые привнесло в их жизнь рождение «проблемного» ребенка.
Попытки «нормального» ребенка найти стиль общения с младшим братом или сестрой часто заканчиваются неудачей: «проблемный» ребенок не отвечает взаимностью, не «выходит на связь». Такие неудачи вызывают у «нормальных» детей широкий спектр отрицательных эмоций, таких как грусть, озлобленность, тоску, депрессию и т.д.
Старшие дети зачастую искренне готовы вовлечь «проблемных» братьев или сестер в игру, но просто не знают, как именно это сделать… Повторные неудачи вырабатывают в «нормальном» ребенке некий отрицательный рефлекс, который удерживает его от новых попыток.
Родители, конечно, должны поддерживать общение и развитие отношений между детьми. Однако не менее важно обеспечить обоим детям возможность пообщаться с родителями «один на один», а также дать возможность каждому из детей просто побыть одному, например, заняться чем-нибудь приятным.
История про Прыга и Скока может помочь вам начать разговор, в ходе которого дети смогут задать те «трудные» вопросы, которые уже давным-давно не давали им покоя. Открытое семейное обсуждение таких вопросов поможет обоим братьям или сестрам приспособиться друг к другу, поддержит взаимопонимание между ними. Вот, например, несколько вопросов, которые могут послужить поводом для начала семейной беседы:
- Что думал и чувствовал Прыг в ожидании рождения брата?
- Какое было настроение у Прыга, когда Скок наконец-то появился на свет?
- В чем Скок был похож на других зайчат и чем он от них отличался?
- Чем бы ты посоветовал Прыгу заняться вместе с младшим братом? Что ты можешь (любишь) делать вместе с твоим братом (сестрой)?
Объедините усилия всех членов семьи, чтобы определить занятия, которые увлекли бы обоих братьев (сестер). Занятия могут быть самые простые – главное, чтобы все участники получали от них удовольствие. Мы советуем родителям (или воспитателю / педагогу) поучаствовать в каждом новом занятии или игре вместе с детьми. Так вы сможете убедиться, что занятие действительно отвечает ожиданиям и потребностям обоих детей.
Ифат Шустер – мама Йоава, Айи и Итамара. Итамар, которому сейчас 13 лет, живет с диагнозом «аутизм». Ифат – социальный работник. Уже 16 лет она занимается детьми с аутизмом и другими проблемами в развитии.
Катя Левитски – воспитатель в детском саду для детей-аутистов. Она занимается детьми с аутизмом и другими проблемами в развитии уже 9 лет. Катя получила степени бакалавра по Педагогике и по Психологии. В настояще время она учится в магистратуре по Коррекционной Педагогике.
Ирена Бродески – художник, работающий в области анимации и комиксов. Вы можете познакомиться с Иреной на этой странице:
Картинку справа нарисовал Йоав Шустер, 8 лет, брат которого Итамар страдает аутизмом.
Published: Dec 9, 2014
Latest Revision: Jan 6, 2015
Ourboox Unique Identifier: OB-21096
Copyright © 2014
Очень замечательная, простая и понятная книжка. Спасибо. Обязательно прочту с детками и родителями. Аня